Следующая картина представляет собой эскиз к опере Хованщина Модеста Мусоргского.  У самой оперы была достаточно сложная судьба. Мусоргский работал над ней несколько лет, но так эту работу и не завершил. Не было оркестровки и не был закончен заключительный в опере фрагмент. Эту работу выполнил Римский-Корсаков, которого впоследствии ругали критики за искажение первоначального замысла автора. В итоге Мариинский театр не допустил оперу к постановке и впервые она была поставлена любительским музыкально - драматическим кружком в 1886 году, а на профессиональной сцене появилась в 1897 году в основанной Саввой Мамонтовым Русской частной опере. Партию старца Досифея (прототип протопопа Аввакума) в последнем случае исполнял Ф. Шаляпин. Опера изначально вызвала резкое неприятие старообрядцев. Однако неожиданный успех оперы у публики заставил мэтров пересмотреть свою первоначальную позицию и в 1911 году она была поставлена сначала в Мариинке, а затем и в Большом театре. В обоих случая партию Досифея опять же исполнил Ф. Шаляпин. А в 1913 году опера была поставлена в Париже с последней частью переписанной И. Стравинским.

    К работе над декорациями для постановки в Русской частной опере были привлечены такие корифеи кисти как А. Васнецов, К. Коровин и С. Малютин. На эскизе А. Васнецова изображена Стрелецкая слобода, в которой происходит ряд ключевых событий оперы. Напомним, что в ней описываются времена регентства царевны Софьи и стрелецких бунтов. На картине узнаваемы Большой каменный мост и Кремль. Многое другое, не имеющее отношения к действительности,  можно отнести к художественной трактовке событий автором картины. Известный историк искусств, музыкальный и художественный критик Владимир Стасов назвал «Стрелецкую слободу» А. Васнецрва лучшей декорацией, которая «истинно воскрешает старую Москву, с пушками на неуклюжих колодках вместо лафетов, с тыном вокруг всей слободы, с перспективой древней Москвы и её мостов, с богатою палатою стрелецкого главы князя Хованского, разукрашенной майоликами, и с неуклюже и грубо нагроможденными избами и клетями самих стрельцов»

Фото к описанию места Стрелецкая слобода в туре/сете

А. Васнецов. Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». 1897.