Пушечно-литейный двор на реке Неглинной был создан в конце XV века и дал название Пушечной улице Москвы. Как ни странно, произошло это только в 1922 году, когда никакого пушечного двора в окрестностях уже не было. Его здания были снесены еще в начале XIX века. До этого улица называлась Софийской (по названию церкви Софии премудрости Божией у пушечного двора), а до этого Екиманской (по названию не сохранившейся церкви Иокима и Анны). До пушечного двора орудия отливали в так называемой Пушечной избе, построенной в 1479 году. Она была расположена возле Кремля, предположительно, возле Спасских (а тогда Фроловских) ворот в Китай-город. Изба эта неоднократно горела, что не удивительно с учетом специфики производства, и в начале XVI века оно было расширено и перенесено в район реки Неглинной в район немного западнее нынешнего "Детского мира". Литейное дело было поставлено здесь на широкую ногу, а производственные площади были внушительными и по свидетельству русского и советского историка - краеведа П.В. Сытина занимали значительное пространство от Театрального проезда до Пушечной улицы и от Неглинной реки/улицы до Рождественки. О масштабах производства во времена Ивана Грозного можно судить по донесениям иностранных дипломатов той поры. Так, например, посол германского императора Максимилиана II писал в своем отчете, что Иван Грозный имеет столько орудий, «что, кто не видел, не поверит описанию». А английский посол Флетчер сообщал, что: "Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса снарядов, как русский царь".  Рабочие Пушечного двора (а их количество в иные времена могло доходить до нескольких сотен) жили неподалеку в Пушкарской слободе (район нынешней Сретенки и примыкающих переулков).

    Здесь в Пушечном дворе в 1586 году мастером Андреем Чеховым (Чоховым) была отлита знаменитая 40-тонная Царь-пушка, которую сегодня можно видеть в Московском кремле. Это было настоящее произведение искусства и сложнейшее с технологической точки зрения изделие. По распространенной, но как показали исследования военных специалистов прошлого века, ошибочной версии, она никогда не стреляла. Найденные в стволе частицы пороха тем не менее показали, что пушка стреляла как минимум один раз. Кстати, о названии. Царь-пушка была названа пушкой только в прошлом веке, причем совершенно ошибочно. Ее основные технические параметры (калибр и длина ствола, способ зарядки, конструкция казенной части и т.п.) не позволяют отнести ее ни к пушкам, ни к мортирам, ни к гаубицам. Во всех исторических документах до XX века Царь-пушка именовалась ... дробовиком. Впрочем, здесь лучше дать слово специалистам.

    Что касается картины, то во времена А. Васнецова Пушечный двор уже не существовал, его описания большей частью были утрачены (и к тому же это было довольно секретное производство), так что на полотне мы в значительной мере видим фантазию художника. Но, с учетом скрупулёзного отношения Васнецова к исторической точности изображаемого, можно быть уверенным в ее относительном правдоподобии. Так, центральную часть картины занимает извергающий клубы дыма так называемый "литейный амбар" - основное здание пушечного двора. Территория, на которую можно попасть только через небольшую "проходную", обнесена глухим забором, образованным задними стенами кузницы и других вспомогательных зданий.

Фото к описанию места Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в туре/сете

А. Васнецов. Пушечный двор в XVI веке. 1918. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко.