"Деревья в зелени и ждут нас с нетерпеньем,
МолЫ открыты, нам "Добро" на вход.
Морской канал так чист на удивленье,
Причал родной давно уже нас ждёт".

В. Мурзин. Маяк. 2015.


    Исторически все морские перевозки Санкт-Петербурга начинались и оканчивались на берегах Невы. Для крупных кораблей это представляло определенные сложности, поскольку фарватер в этих местах был извилистым, да и проходить песчаные отмели такие корабли могли только с использованием специальных понтонов, уменьшающих осадку.  Использование Кронштадта в качестве транзитного порта, куда приходили крупные корабли, в то время как между Санкт-Петербургом и Кронштадтом курсировали корабли поменьше, тоже было не лучшим выходом с экономической точки зрения. В связи с этим Александром II было принято решение о строительстве морского канала Кронштадт — Петербург. Его строительство, во время которого использовалось шесть земснарядов и 59 пароходов, барж, паромов и других судов, началось в 1877 году.  За реализацию проекта взялся его инициатор математик, инженер, предприниматель и основатель Общества Путиловских заводов Н.И. Путилов. В разгар строительства Н.И. Путилов умер. В завещании он просил похоронить себя на дамбе Морского канала. О масштабе личности Путилова говорит уже хотя бы тот факт, что на эту выраженную в завещании просьбу Александр II написал: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы" (справка: Петропавловский собор - усыпальница рода Романовых). Воля покойного была исполнена, при этом рабочие несли гроб с телом покойного на руках от Путиловского завода до дамбы боле 14 километров. Дальнейшее строительство канал проходило уже под руководством инженеров П.А. Борейши, С.П. Максимовича, М.Л. Фуфаевского и других. Торжественное открытие Морского канала состоялось 15 мая 1885 года. Во время Великой Отечественной войны морские подходы к городу охраняли корабли Балтийского флота, в том числе линкор "Марат", на дамбах было размещено более 200 огневых точек. В 1960-80х годах канал был восстановлен, расширен, углублен и реконструирован. Был сооружен отвод к Морскому вокзалу. В настоящее время глубина канала превышает 10 метров и ежегодно по нему проходит более 8 тысяч судов.
File:Beggrow 035.jpg

А.К. Беггров. Открытие Моского канала в Санкт-Петербурге. 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург, Россия