"О здание Главного штаба!
Ты желтой бумаги рулон,
Размотанный слева направо
И вогнутый, как небосклон".

Александр Кушнер. Здание Главного штаба.


    Арка Генерального штаба была задумана и выполнена как монумент в честь победы России над Наполеоном в войне 1812 года. А в новые времена с 1918 по 1944 года арка именовалась Аркой Красной армии. Она соединяет два крыла соответствующего архитектурного комплекса зданий Генерального штаба. Архитектором арки и всего комплекса в целом был известный русский архитектор итальянского происхождения Карло Росси. Прекрасные изображения арки были созданы К.П. Беггровым по чертежам К.И. Росси, когда арки то еще и не было. Интересно, что по первоначальному замыслу Росси на аттике с обеих сторон арки должны были располагаться по две держащие российский герб женские фигуры в воинском обличии. Что, собственно, Вы и видите на втором рисунке. Однако Николай I посчитал такое завершение здания слишком скромным и повелел установить на арке колесницу славы с шестью полноценными чугунными рысаками.  Арка могла не выдержать такой тяжести.  Строителям все же удалось убедить Николая I, который, кстати, не был лишен инженерных способностей и соответствующего образования, разрешить выполнить композицию из листовой меди.  Такое разрешение было дано, а изготовление колесницы поручено Александровскому заводу. Злые языки говорят, что медь была использована более тонкая чем положено, а излишек, ну Вы сами понимаете...  Но факты все же позволяют предположить, что такое утоньшение было согласовано исходя из тех же соображений уменьшения веса.

Фото к описанию места Арка Генерального штаба в туре/сете

К.П. Беггров. Арка с видом на Александровскую колонну. Муниципальная библиотека Нанси.
File:Palace Square Detail project 2.jpg

К.П. Беггров. Вид на здание Главного Штаба с Дворцовой площади. 1822. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

    Результат строительства Вы можете видеть ниже на динамичной акварели В.С. Садовникова. Кони, правда, невежливо повернулись к зрителю хвостами, но они и не главные на этой картине. Главными являются красочно изображенные действующие лица нижней части акварели.
 Арка Главного штаба (Санкт Петербург)   Василий Садовников

В.С. Садовников. Арка генерального штаба. 1830. Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург.

    Ну и, наконец, приведем литографию К.П. Беггрова на которой кони расположены уже в уважительном для зрителя положении.

Фото к описанию места Арка Генерального штаба в туре/сете

К.П. Беггров. Дворцовая площадь. Муниципальная библиотека Нанси.