"Я стою у моста - вдруг случится сегодня,
чудеса ведь бывают средь белых ночей:
укротители тихо ослабят поводья
и к Фонтанке отпустят напиться коней".

Анна Суслова. Аничков мост.


    Аничков мост получил свое запоминающееся название по имени инженера - полковника Петровских времен Михаила Аничкова. Впрочем, в народном фольклоре существует и версия о некоей Анечке, как-то причастной к названию моста. Мост соединял одноименную Аничкову слободу, в которой стоял полк Аничкова, с противоположной стороной Фонтанки. До 1712-14 годов Фонтанка, правда, называлась не Фонтанкой, а Ериком, как и полагается протоке. Первоначальный деревянный мост был построен по личному распоряжению Петра I в 1716 году инженерным полком того самого Аничкова. Уже в 1721 году мост был расширен и сделан подъемным в своей центральной части.  В 1749 году был построен новый деревянный мост. Сейчас трудно в это поверить, но в ту пору здесь была граница города и у моста располагался КПП. В 1783-87 годах мост стал частично каменным, а деревянной осталась только средняя часть. В 1842 году мост, наконец, стал каменным полностью и появились знаменитые кони знаменитого П.К. Клодта. С ними дело было довольно забавное. Во-первых, первоначально они были заказаны Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а на Аничковом мосту должны были расположится каменные вазы. Во-вторых, только две композиции на одной стороне моста были бронзовыми, а на другой они были их полными, но гипсовыми копиями. Дело в том, что не успевали мастера отлить и установить новых коней, как Николай I дарил их кому-нибудь: то Фридриху Вильгельму IV, то королю обеих Сицилий Фердинанду II, то князю Голицину. В конце концов Клодту это, видимо, надоело, и он создал двух совершенно новых коней окончательно "припарковавшихся" на мосту в 1851 году. Так что, все кони там сейчас разные.  Внимательный турист заметит, что кони смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а те, что в сторону Московского вокзала, нет. Легенда объясняет это так, что ранее на Литейном была кузница, так что туда идут, естественно, неподкованные кони, а обратно подкованные. Сразу после сооружения моста выяснилось, что он потихоньку разрушается попадающей в щели водой, имеющей досадное обыкновение периодически превращаться в лед и разрушать, то, куда она попала. Реконструкция моста была проведена в 1906-1908 годах. Затем было еще несколько реконструкций, одна из которых состоялась относительно недавно - в 2007-2008 годах. Так что, гуляйте по мосту без опаски.
File:Beloselsky-Belozersky Palace and Anichkov Bridge St. Petersburg.jpg

Литография с рисунка И.И. Шарлеманя. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. 1850-е годы.

Фото к описанию места Аничков мост в туре/сете

А.К. Беггров. Вид на Аничком мост в Санкт-Петербурге. 1914 (?). Частное собрание.